+7 8422 34-87-07
Главная | Подшипники. Основные термины и определения.
Радиальные шариковые и роликовые подшипники
1.внутреннее кольцо
2.наружное кольцо
3.тело качения: шарик, цилиндрический ролик, игольчатый ролик, конический ролик, сферический ролик
4.сепаратор
5.уплотняющее устройство: уплотнение - из эластомерного материала, контактное или бесконтактное -защитная шайба - из листовой стали
6.посадочный диаметр наружного кольца
7.отверстие внутреннего кольца
8.диаметр заплечика внутреннего кольца
9.диаметр заплечика наружного кольца
10.канавка под стопорное кольцо
11.стопорное кольцо
12.торцевая плоскость наружного кольца
13.канавка под установку уплотнения
14.дорожка качения наружного кольца
15.дорожка качения внутреннего кольца
16.канавка, сопряженная с кромкой уплотнения
17.торцевая плоскость внутреннего кольца
18.фаска
19.средний диаметр подшипника
20.общая ширина подшипника
21.направляющий борт
22.удерживающий борт
23.угол контакта
Упорные подшипники
24.тугое кольцо - монтируют непосредственно на вал с соответствующей посадкой
25.комплект тел качения с сепаратором
26.свободное кольцо - устанавливают в корпус.
27.свободное кольцо со сферической опорной поверхностью - устанавливают в корпус.
28.сферическое подкладное кольцо
Подшипниковый узел
1.цилиндрический роликоподшипник
2.шарикоподшипник с четырехточечным контактом
3.корпус
4.вал
5.заплечик вала
6.диаметр вала
7.торцовая шайба
8.манжетное уплотнение вала
9.дистанционное кольцо
10.диаметр отверстия корпуса
11.отверстие корпуса
12.крышка
13.стопорное кольцо
Базовый типоразмер подшипника |
Типоразмер подшипника, имеющий наиболее широко применяемую внутреннюю конструкцию и основное условное обозначение в соответствии с ГОСТ |
Базовый торец |
Торец подшипника качения, по отношению к которому задают допуск расположения или определяют отклонение расположения |
Базовый торец кольца |
Торец, спроектированный изготовителем как базовый торец подшипника, который может служить базой для измерений. Базовым торцом для измерения кольца обычно является немаркированный торец. Для симметричных колец, когда невозможно определить базовый торец, считается, что допуски относятся к любому торцу. Для подшипников, предназначенных для восприятия осевых нагрузок, им, в основном, является широкий торец. Для подшипников с наружными кольцами, имеющими упорный борт, базовым торцом является опорный торец упорного борта, предназначенный для восприятия осевой нагрузки. |
Двойной упорный шариковый (роликовый) подшипник качения |
Упорный шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия осевой нагрузки в обоих направлениях |
Двухрядный подшипник качения |
Двухрядный подшипник, Подшипник качения с двумя рядами тел качения |
Действительная ширина (монтажная высота) подшипника |
(радиального и радиально-упорного подшипников, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца ограничивают ширину подшипника) : Расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, касательными к действительным базовым торцам колец, предназначенным для ограничения ширины подшипника. Для конического однорядного роликового подшипника это расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, одна из которых является касательной к действительному широкому торцу внутреннего подузла, а другая является касательной к действительному широкому торцу наружного кольца. Дорожки качения внутреннего и наружного колец, упорный бортик широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами. |
Действительный размер |
Размер детали, полученный путем измерения (например, диаметр, ширина и т.д.). |
Диаметр конического отверстия |
Диаметр окружности сечения конуса радиальной плоскостью, касательной к широкому торцу внутреннего кольца подшипника |
Диаметр контакта дорожки качения |
Диаметр окружности, проходящей через номинальные точки контакта на дорожке качения. В роликовых подшипниках номинальными точками контакта считаются, главным образом, точки в середине длины ролика. |
Допуск |
Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями |
Единичная длина ролика |
Расстояние между двумя точками торцев в пределах нормируемого участка, лежащими на одной прямой, параллельной оси ролика |
Единичная плоскость |
Любая радиальная или осевая плоскость, в которой могут проводиться измерения. |
Единичная ширина кольца |
Расстояние между двумя точками торцев кольца, лежащими на одной прямой, параллельной оси кольца |
Единичная ширина кольца |
Расстояние между точками пересечения двух действительных торцов кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца. |
Единичная ширина упорного борта наружного кольца |
Расстояние между точками пересечения двух действительных торцов упорного борта наружного кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта. |
Единичное сечение |
Сечение радиальной плоскостью, расположенное в любом месте нормируемого участка |
Единичный диаметр отверстия |
Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия любой радиальной плоскостью. |
Единичный диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности) |
Расстояние между двумя произвольно расположенными в радиальной плоскости параллельными линиями, касательными к контуру единичного сечения отверстия (наружной цилиндрической поверхности) |
Единичный диаметр отверстия в единичной плоскости |
Единичный диаметр отверстия, относящийся к конкретной радиальной плоскости. |
Единичный диаметр отверстия комплекта тел качения |
радиальный подшипник без внутреннего кольца, Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения огибающего профиля, вписанного в комплект тел качения, и радиальной плоскости. |
Единичный диаметр тела качения |
Расстояние между двумя произвольно расположенными в радиальной плоскости параллельными линиями, касательными к контуру единичного сечения тела качения. У шарика единичный диаметр измеряют в сечении центральной плоскостью. |
Единичный наружный диаметр |
Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной наружной поверхности радиальной плоскостью. |
Единичный наружный диаметр в единичной плоскости |
Единичный наружный диаметр, относящийся к конкретной радиальной плоскости. |
Единичный наружный диаметр комплекта тел качения |
радиальный подшипник без наружного кольца, Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения огибающего профиля, описанного вокруг комплекта тел качения, и радиальной плоскостью. |
Единичный размер |
Любое отдельное расстояние, измеренное между любыми двумя противоположными точками (например, диаметр, ширина и т.д.). Этот параметр рассматривается также как «локальный действительный размер» |
Закрытый подшипник качения |
Подшипник качения с одним или двумя уплотнениями, с одной или двумя защитными шайбами или одним уплотнением и одной защитной шайбой. |
Игольчатый роликовый подшипник качения |
Роликовый подшипник качения с игольчатыми роликами в качестве тел качения |
Измерительная нагрузка |
Усилие извне, прилагаемое к испытуемому образцу при проведении измерения. |
Измерительное усилие |
Усилие, прилагаемое наконечником индикатора или самописца к измеряемой поверхности. |
Комбинированный подшипник качения |
Комбинированный подшипник, Подшипник качения, представляющий собой сочетание радиального и упорного подшипников и предназначенный для восприятия радиальной и осевой нагрузок |
Комплектный подшипник качения |
Один из подшипников качения, входящих в состав сдвоенного подшипника или в комплект подшипников. |
Конический роликовый подшипник качения |
Конический роликоподшипник, Роликовый подшипник качения с коническими роликами в качестве тел качения |
Конус |
Поверхность вращения, образованная прямой линией, пересекающей ось. |
Крайнее сечение кольца или ролика |
Сечение радиальной плоскостью, ограничивающее нормируемый участок и расположенное от торца кольца или ролика на расстоянии, равном удвоенной координате фаски, а у длинных роликов - одной десятой длины |
Многорядный подшипник качения |
Подшипник качения с более чем двумя рядами тел качения |
Модификация базового типоразмера подшипника |
Типоразмер подшипника, имеющий тип, конструктивную разновидность и габаритные размеры соответствующего базового типоразмера, но отличающийся особенностями внутренней конструкции (сепаратора и др.) и определяемый в условном обозначении дополнительными знаками |
Монтажная поверхность |
Поверхность отверстия внутреннего (тугого) кольца, наружная поверхность наружного (свободного) кольца, поверхность базового торца. |
Наибольший единичный наружный диаметр комплекта тел качения |
радиальный подшипник без наружного кольца, Наибольший из единичных наружных диаметров комплекта тел качения. Наибольший единичный наружный диаметр комплекта тел качения есть диаметр цилиндра, который при размещении его вокруг комплекта тел качения образует нулевой радиальный зазор, по крайней мере, в одном радиальном направлении. |
Наименьший единичный диаметр отверстия комплекта тел качения |
радиальный подшипник без внутреннего кольца, Наименьший из единичных диаметров отверстия комплекта тел качения. Наименьший единичный диаметр отверстия комплекта тел качения есть диаметр цилиндра, который при размещении его в отверстии комплекта тел качения образует нулевой радиальный зазор, по крайней мере, в одном радиальном направлении. |
Непостоянство диаметра отверстия |
непостоянство диаметра отверстия в основном цилиндрического отверстия. Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия отдельного кольца |
Непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости |
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия в единичной радиальной плоскости |
Непостоянство наружного диаметра |
в основном цилиндрической наружной поверхности, Разность между наибольшим и наименьшим единичными наружными диаметрами отдельного кольца |
Непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости |
Разность между наибольшим и наименьшим единичными наружными диаметрами в единичной радиальной плоскости |
Непостоянство среднего диаметра отверстия |
в основном цилиндрического отверстия, Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия в единичных радиальных плоскостях отдельного кольца |
непостоянство среднего наружного диаметра |
в основном цилиндрической наружной поверхности, Разность между наибольшим и наименьшим средними наружными диаметрами в единичных радиальных плоскостях отдельного кольца |
Непостоянство ширины кольца |
Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного кольца |
Непостоянство ширины упорного борта наружного кольца |
Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами упорного борта отдельного кольца |
Номинальная ширина кольца |
(внутреннее кольцо) или (наружное кольцо). Расстояние между двумя теоретическими торцевыми поверхностями кольца. Для колец подшипников качения номинальная ширина является, в основном, базовой величиной (базовый размер) для отклонений действительной ширины. |
Номинальная ширина радиального и радиально-упорного подшипников |
Расстояние между двумя теоретическими торцами кольца, предназначенными для ограничения ширины подшипника. Номинальная ширина подшипника является, в основном, базовой величиной (базовым размером) для отклонений действительной ширины подшипника. Символ применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости. Символ применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами наружного кольца (когда символ неприемлем). Символ применяется, когда номинальная ширина (монтажная высота) подшипника является расстоянием между одним торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца. |
Номинальная ширина упорного борта наружного кольца |
Расстояние между двумя теоретическими торцами упорного борта наружного кольца. |
Номинальный диаметр отверстия |
Диаметр цилиндра, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном, цилиндрического отверстия, или диаметр конуса в определенной радиальной плоскости, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном, конического отверстия. Для подшипников качения номинальный диаметр отверстия является базовой величиной (базовым диаметром) для измерения отклонений действительной поверхности отверстия. |
Номинальный диаметр отверстия комплекта тел качения |
радиальный подшипник без внутреннего кольца, Диаметр теоретического цилиндра, вписанного внутрь всех тел качения. |
Номинальный наружный диаметр |
в основном цилиндрической наружной поверхности, Диаметр цилиндра, содержащий теоретическую наружную поверхность. Для подшипников качения номинальный наружный диаметр является, в основном, базовой величиной (базовым диаметром) для отклонений действительной наружной поверхности. |
Номинальный наружный диаметр комплекта тел качения |
радиальный подшипник без наружного кольца, Диаметр теоретического цилиндра, описанного вокруг всех тел качения. |
Номинальный размер |
Размер, относительно которого определяют предельные размеры и который служит также началом отсчета отклонений |
Нормируемый участок |
Участок поверхности или линии, к которому относится допуск или отклонение формы или расположения элемента |
Одинарный упорный шариковый (роликовый) подшипник качения |
Упорный шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия осевой нагрузки только в одном направлении |
Однорядный подшипник качения |
Однорядный подшипник, Подшипник качения с одним рядом тел качения |
Опорный торец упорного борта |
Поверхность упорного борта наружного кольца, воспринимающая нагрузку. |
осевая плоскость |
Плоскость, в которой лежит ось подшипника или кольца |
Осевая плоскость |
Плоскость, содержащая ось. |
Осевое направление |
Направление, параллельное оси подшипника или кольца |
Осевое направление |
Направление, параллельное оси. Для кольца подшипника принято, однако, считать, что осевое направление перпендикулярно к плоскости, касательной к базовому торцу кольца. |
Ось внутреннего (для упорного подшипника - тугого) кольца подшипника |
Ось цилиндра, прилегающего к отверстию внутреннего (тугого) кольца подшипника |
Ось внутреннего (для упорного подшипника - тугого) кольца подшипника |
Ось цилиндра, прилегающего к отверстию внутреннего (тугого) кольца подшипника |
Ось внутреннего кольца |
Ось цилиндра или конуса, вписанного соответственно в цилиндрическое или коническое отверстие внутреннего кольца. |
Ось наружного (для упорного подшипника - свободного) кольца подшипника |
Ось цилиндра, прилегающего к наружной поверхности наружного (свободного) кольца подшипника |
Ось наружного (для упорного подшипника - свободного) кольца подшипника |
Ось цилиндра, прилегающего к наружной поверхности наружного (свободного) кольца подшипника |
Ось наружного кольца |
Ось цилиндра, описанного вокруг наружной цилиндрической поверхности наружного кольца. |
Ось подшипника |
Ось внутреннего (тугого) кольца подшипника или цилиндра, вписанного в комплект тел качения. Если внутреннее кольцо отсутствует, то осью подшипника является ось цилиндра, вписанного в комплект тел качения |
Ось подшипника |
Теоретическая ось вращения подшипника качения. |
Отклонение |
Алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т.д.) и соответствующим номинальным размером |
Отклонение единичного диаметра наружного отверстия |
в основном цилиндрической наружной поверхности, Разность между единичным и номинальным наружными диаметрами |
Отклонение единичного диаметра отверстия |
Разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия |
Отклонение единичной ширины кольца |
Разность между единичной и номинальной ширинами кольца |
Отклонение единичной ширины упорного борта наружного кольца |
Разность между единичной и номинальной ширинами упорного борта наружного кольца |
Отклонение среднего диаметра отверстия |
в основном цилиндрического отверстия, Разность между средним и номинальным диаметрами отверстия |
Отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости |
Разность между средним и номинальным диаметрами отверстия в единичной радиальной плоскости |
Отклонение среднего диаметра отверстия комплекта тел качения |
радиальный подшипник без внутреннего кольца, Разность между средним и номинальным диаметрами отверстия комплекта тел качения |
Отклонение среднего наружного диаметра |
в основном цилиндрической наружной поверхности, Разность между средним и номинальным наружными диаметрами |
Отклонение среднего наружного диаметра в единичной плоскости |
в основном цилиндрической наружной поверхности, Разность между средним и номинальным наружными диаметрами в единичной радиальной плоскости |
Отклонение среднего наружного диаметра комплекта тел качения |
радиальный подшипник без наружного кольца, Разность между средним и номинальным наружными диаметрами комплекта тел качения |
Открытый подшипник качения |
Подшипник качения без уплотнений и защитных шайб. |
Подузел подшипника |
Кольцо подшипника с телами качения или без них, или с сепаратором и телами качения, или тела качения с сепаратором в сборе, которые могут быть свободно отделены от подшипника. |
Подшипник |
Сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции |
Подшипник качения |
Подшипник с шариками или роликами в качестве тел качения |
Подшипник качения с взаимозаменяемыми кольцами |
Разъемный подшипник качения, у которого съемное кольцо может быть заменено любым кольцом одноименного подшипника без ухудшения качества подшипника |
Подшипник качения с защитными шайбами |
Подшипник качения с защитной шайбой (шайбами) с одной или двух сторон |
Подшипник качения с контактным уплотнением |
Подшипник качения с контактным уплотнением (уплотнениями) с одной или двух сторон |
Подшипник качения с невзаимозаменяемыми кольцами |
Разъемный подшипник качения, у которого замена съемного кольца может привести к нарушению качества подшипника |
Предельное отклонение |
Алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее отклонения |
Приборный прецизионный подшипник качения |
Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в приборах. |
Приемочный допуск |
Допуск, установленный для приемочного контроля подшипников |
Прилегающая окружность |
Окружность минимального диаметра, описанная вокруг реального профиля наружной поверхности вращения, или окружность максимального диаметра, вписанная в реальный профиль внутренней поверхности |
Производственный допуск |
Допуск, установленный для операционного контроля подшипников и их деталей |
Радиальная плоскость |
Плоскость, перпендикулярная к оси подшипника качения или кольца |
Радиальная плоскость |
Плоскость, перпендикулярная к оси. Для кольца подшипника принято считать, что радиальная плоскость параллельна плоскости, касательной к базовому торцу кольца. |
Радиальное направление |
Направление, пересекающее ось подшипника качения или кольца в радиальной плоскости |
Радиальное направление |
Направление, пересекающее ось в радиальной плоскости. |
Радиально-упорный подшипник качения с разъемным кольцом |
Радиально-упорный шариковый подшипник с разъемным внутренним или наружным кольцами, который может воспринимать осевые нагрузки в двух противоположных направлениях. В зависимости от профиля дорожек качения контакт шарика с кольцами при чисто радиальной нагрузке может быть в трех или четырех точках |
Радиально-упорный шариковый (роликовый) подшипник качения |
Радиально-упорный подшипник, Шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия радиальной и осевой нагрузок |
Радиальный шариковый (роликовый) подшипник качения |
Радиальный подшипник, Шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия радиальных нагрузок |
Размерная серия подшипника качения |
Сочетание серий диаметров и ширин, определяющее габаритные размеры подшипника качения |
Разъемный подшипник качения |
Подшипник, у которого можно снять одно или оба кольца без разрушения какой-либо детали |
Реальная поверхность |
Поверхность, ограничивающая деталь и отделяющая ее от окружающей среды |
Реальный профиль |
Профиль реальной поверхности |
Роликовый подшипник качения |
Роликоподшипник, Подшипник с роликами в качестве тел качения |
Самолетный подшипник качения |
Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в самолетах, в том числе в системах управления. |
Самоустанавливающийся упорный подшипник качения |
Упорный подшипник со сферической поверхностью базового торца, допускающий угловые смещения оси вала и корпуса |
Сдвоенный подшипник |
Два подшипника качения, смонтированных рядом на одном валу таким образом, что они работают как один подшипник. |
Сдвоенный радиально-упорный подшипник качения |
Сдвоенный подшипник, Комплект из двух специально подобранных радиально-упорных подшипников, который обеспечивает жесткое фиксирование вала в осевом или в радиальном и осевом направлениях. При монтаже подшипник может быть установлен следующими способами: широкий торец наружного кольца к широкому (а); узкий торец наружного кольца к узкому (б);способ тандем (в). Кроме сдвоенных, комплект может быть составлен из трех, четырех подшипников и более |
Середина дорожки качения |
Точка или линия на поверхности дорожки качения, лежащая на половине расстояния между кромками дорожки качения |
Середина дорожки качения |
Точка или линия на поверхности дорожки качения, лежащая посередине между двумя кромками дорожки качения. |
Среднее сечение |
Сечение радиальной плоскостью, расположенное на половине ширины кольца подшипника или длины ролика |
Средний диаметр отверстия |
в основном цилиндрического отверстия, Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия отдельного кольца |
Средний диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в единичном сечении |
Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в одном и том же единичном сечении |
Средний диаметр отверстия в единичной плоскости |
Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия в единичной радиальной плоскости |
Средний диаметр отверстия комплекта тел качения |
радиальный подшипник без внутреннего кольца, Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия комплекта тел качения |
Средний диаметр тела качения |
Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров тела качения |
Средний диаметр тела качения в единичном сечении |
Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров в единичном сечении тела качения |
Средний диаметр цилиндрического отверстия (наружной цилиндрической поверхности) |
Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров цилиндрического отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в двух крайних сечениях |
Средний наружный диаметр |
в основном цилиндрической наружной поверхности, Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров отдельного кольца |
Средний наружный диаметр в единичной плоскости |
Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров в единичной радиальной плоскости |
Средний наружный диаметр комплекта тел качения |
радиальный подшипник без наружного кольца, Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров комплекта тел качения |
Средняя длина ролика |
Среднее арифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных длин ролика |
Средняя ширина кольца |
Среднее арифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных ширин кольца |
Средняя ширина кольца |
Среднеарифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных ширин отдельного кольца |
Сферический роликовый подшипник |
Роликовый подшипник качения со сферической дорожкой качения на наружном кольце и бочкообразными роликами в качестве тел качения |
Сферический шариковый подшипник качения |
Шариковый подшипник качения со сферической дорожкой качения на наружном кольце |
Точность подшипника качения |
Степень соответствия действительных значений геометрических и функциональных параметров изготовленного подшипника качения и его деталей расчетным (номинальным) значениям. |
Угол контакта |
Угол между радиальным направлением и прямой линией, проходящей через точки контакта тел качения с дорожками качения колец подшипника в осевом сечении подшипника; для дорожки качения с прямолинейной образующей - угол между радиальным направлением и линией, перпендикулярной к образующей дорожки качения наружного кольца |
Упорно-радиальный шариковый (роликовый) подшипник качения |
Шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия преимущественно осевой нагрузки и имеющий угол контакта 45° и более |
Упорный борт на наружном кольце |
Борт на наружной поверхности наружного кольца подшипника, предназначенный для осевой фиксации подшипника в корпусе и для восприятия осевой нагрузки. |
Упорный шариковый (роликовый) подшипник качения |
Упорный подшипник, Шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия осевой нагрузки |
Центральные плоскости |
Плоскости, проходящие через центр сферической поверхности |
Цилиндр |
Поверхность вращения, образованная прямой линией, параллельной ее оси. |
Цилиндрический роликовый подшипник качения |
Роликовый подшипник качения с цилиндрическими роликами в качестве тел качения |
Шариковый (роликовый) подшипник качения для линейного перемещения |
Шариковый (роликовый) подшипник качения, обеспечивающий перемещение движущейся части (узла) в линейном направлении |
Шариковый (роликовый) подшипник качения со сферической поверхностью наружного кольца |
Радиальный шариковый (роликовый) подшипник качения со сферической посадочной поверхностью наружного кольца, которая позволяет подшипнику самоустанавливаться при монтаже, компенсируя при этом несоосность посадочных мест |
Шариковый подшипник качения |
Шарикоподшипник, Подшипник с шариками в качестве тел качения |
Шарнирный подшипник |
Подшипник, работающий по принципу трения скольжения, имеющий сферические рабочие поверхности наружного и внутреннего колец, предназначенный для восприятия радиальных и осевых нагрузок в подвижных и неподвижных соединениях |
Зазором в подшипнике качения называется растояние между кольцами и телами качения, которое обеспечивает небольшую свободу перемещения колец относительно друг друга в радиальном или осевом направлениях.
Радильный зазор подшипника - это смещение в радиальном направлении на расстояние, на которое можно сместить наружное кольцо подшипника относительно внутреннего кольца подшипника без приложения усилия.
Осевой зазор подшипника - это смещение в осевом направлении, на расстояние, на которое можно сместить наружное кольцо подшипника относительно внутреннего кольца подшипника без приложения усилия.
Зазор в подшипнике качения нужен для предотвращения заклинивания тел вращения (шариков, роликов) подшипника с кольцами при работе.
Этот зазор компенсирует уменьшение растояния между внутренним и внешним кольцом подшипника
- при значительном нагревании подшипникового узла во время работы и расширении или сжатии деталей
- при посадке с натягом
- для компенсации некоторого смещения подшипника относительно других частей
Зазор является одним из важных факторов, влияющих на долговечность работы подшипника.При этом в радиальных (нерегулируемых) подшипниках принято рассматривать радиальные зазоры, а в радиально-упорных подшипниках, где радиальный и осевой зазор регулируются, принято рассматривать только осевой зазор. Выбор подшипника с оптимальным для данных условий эксплуатации радиальным или осевым зазором позволяет обеспечить рациональное распределение нагрузки между телами качения, максимальное уменьшение вибрации подшипника при работе, уменьшение шума, возникающего при работе подшипника.
Группы зазоров
Применение подшипников с уменьшенным зазором. |
Необходимость повышения жесткости в осевом и радиальном направлениях. |
Применение подшипников с |
Относительно небольшие частоты вращения и нагрузки. |
Применение подшипников с увеличенным зазором. |
Повышенный нагрев внутреннего кольца. |
Различают три вида радиальных зазоров: начальный, посадочный и рабочий.
Начальный радиальный зазор - это зазор в подшипнике до установки его на вал и в корпус.
Посадочный радиальный зазор - это зазор в подшипнике после установки его на рабочее место, т.е. после уменьшения внутреннего диаметра наружного кольца и увеличения наружного диаметра внутреннего кольца в результате образования посадочного натяга. При этом в подшипнике либо сохраняется некоторый зазор, либо образуется натяг.
Рабочий зазор образуется во время работы механизма при установившимся температурном режиме в подшипниковом узле . Посадочный зазор всегда меньше начального вследствие изменения диаметров колец подшипника при их установке с посадочным натягом, а рабочий зазор уменьшается или увеличивается под влиянием перепада температур и увеличивается под действием приложенной нагрузки.
Отмеченная взаимосвязь между начальным, посадочным и рабочим зазором справедлива лишь для нерегулимых подшипников и не относится к подшипникам, у которых радиальный зазор и осевая игра регулируются при сборке узла.
Основная область применения подшипников с увеличенными радиальными зазорами - опоры, в которых кольца подшипника вследствие больших динамических нагрузок монтируют на вал и в корпус со значительными посадочными натягами, а также опоры со значительными колебаниями рабочих температур. В принципе же, чем меньше зазоры, тем выше точность вращения подшипника, больше его долговечность, одновременно - работает большее количество тел качения. Однако, подшипники с зазорами, равными нулю, не выпускаются. Дело в том, что при тугих насадках в корпус и на вал из-за нагрева подшипникового узла может возникнуть защемление (заклинивание) тел качения и, в конечном счете, даже разрушение подшипника.
Большинство стандартных подшипников изготавливаются по нормальной группе радиального зазора, которая обеспечивает при обычных для большинства случаев посадках и температурных условиях удовлетворительную работу подшипникового узла.
В некоторых подшипниковых узлах, например, в станочных шпинделях для повышения жесткости опор, для устранения радиального и осевого биений подшипникового узла , для повышения точности вращения вала и улучшения виброакустической характеристики узла применяют сборку подшипников с предварительным натягом. В этом случае более половины или все тела качения подшипника находятся под нагрузкой.
Сущность предварительного натяга заключается в том, что пару подшипников предварительно нагружают осевой силой, которая устраняет осевой зазор в комплекте, создавая начальную упругую деформацию в местах контакта рабочих поверхностей колец с телами качения. Если затем к подшипнику приложить рабочую осевую нагрузку, то относительное перемещение его колец вследствие дополнительной деформации рабочих поверхностей будет значительно меньше, чем до создания предварительного натяга. Предварительный натяг вызывает одинаковую деформацию в обоих подшипниках. Такие подшипники работают в более тяжелых условиях, так как повышаются нагрузки на тела качения, момент сопротивления вращению и износ, а также снижается ресурс подшипника.
Бывают подшипники изготовленные с предварительным натягом:
L - легкий преднатяг
M - средний преднатяг
S - сильный преднатяг
Способы регулирования предварительного натяга:
1. установкой прокладки нужной толщины между внутренними (или наружными) кольцами двух радиально-упорных шарикоподшипников с последующим стягиванием наружных (или внутренних) колец до исчезновения просвета между ними.
2. применением сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников, у которых одна пара колец соприкасается, а между другой парой колец имеется зазор, путем стягивания этих колец до исчезновения зазора.
3. установкой между наружными и внутренними кольцами пары шарикоподшипников двух втулок или прокладок различной высоты и последующим стягиванием колец до выборки зазора.
4. нажатием на наружное кольцо подшипника при неподвижном внутреннем с помощью витых или тарельчатых пружин.
С предварительным натягом устанавливают подшипники шариковые радиальные, радиально-упорные, роликовые конические, а также подшипники с короткими цилиндрическими роликами типа 3182000, монтируемые на конусную шейку вала с натягом, способным вызвать расширение внутреннего кольца и полностью устранить в подшипнике радиальный зазор.
Температура подшипникового узла и тепловое расширение может в значительной степени повлиять на предварительный натяг или регулировку подшипника. Поэтому нужно крайне внимательно относиться к факторам влияющим на температуру подшипников - оптимальная смазка, нагрузка, скорость вращения. Правильный монтаж и грамотная эксплуатация качественных подшипников позволит в достижении высокой статической и динамической жесткости шпиндельного узла и как следствие - большее время эксплуатации механизмов в комплексе.
Предельная частота вращения подшипника.
Допускаемая частота вращения в технических параметрах подшипника обычно приводится для двух видов смазки: пластичной и жидкой масляной.
Однако надо обязательно учитывать нагрузки при желании достичь максимальной частоты вращения подшипника.
Основным, ограничивающим скорость фактором, является температура, которая зависит от трения в подшипнике и возможности теплоотвода. При работе на частоте вращения, соответствующей предельным значениям, предполагается:
- что рабочий радиальный зазор достаточен для компенсации разности линейного расширения наружного и внутреннего колец из-за их разных температур;
- в узле применяются жесткие валы и корпусы:
- смазочный материал подобран надлежащим образом.
Величина допускаемой максимальной нагрузки определяется исходя из регламентированной долговечности по действующему стандарту с учетом приведенных там коэффициентов по ограничению скорости.
При высоких скоростях вращения и больших ускорениях возникает опасность проскальзывания колец относительно тел вращения. Поэтому для радиальных подшипников минимальная величина радиальной нагрузки составляет 0,02С (где C – базовая динамическая грузоподъемность, Н).
Изменением режима нагрузки подшипника и условий смазки можно в отдельных случаях несколько превысить указанную предельную частоту вращения. При этом дозировка правильно подобранного смазочного материала должна быть строго регламентированной и должен обеспечиваться отвод выделяющегося от трения тепла.
На предельную скорость вращения очень сильно влияет точность изготовления подшипников (класс точности подшипника).
Класс точности влияет на потери на трение при вращении: чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение тел качения, сепаратора и обоймы, а значит меньше тепловыделение и выше скорость вращения.
Предельная частота вращения подшипников, приведенная в справочниках, соответствует классу точности 0.
Класс точности 5 позволяет повысить скорость шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, а также радиальных роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами в 1,5 раза, класс 4 - в 2 раза.
Для радиально-упорных подшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников класс точности 5 позволяет повысить скорость в 1,1 раза, а класс точности 4 - в 1,2 раза.
Смазочный материал высокоскоростных подшипников должен обладать пониженной вязкостью и хорошими антикоррозионными свойствами. Способы подвода смсазки к подшипнику могут быть различны: циркуляционное смазывание, масляным туманом и др.
Необходимым условием достижения высокой частоты вращения является правильно выбранный предворительный натяг. При недостаточных натягах неизбежна повышенная вибрация, а при чрезмерно больших - повышенное тепловыделение, неоправданное снижение ресурса подшипника.
Тип подшипника определяет кинематику и потери на трение. Наиболее быстроходными являются прецизионные (с повышенным классом точности) радиальные и радиально-упорные шарикоподшипники легких и сверхлегких серий. Подшипники тяжелых серий менее быстроходны.
При повышенных частотах используют подшипники высокой точности с массивными, механически обработанными, в основном латунными, бронзовыми или текстолитовыми серпараторами.
Штампованные стальные и латунные сепараторы |
Механически обработанные (кованные) латунные сепараторы |
Литые (полимерные) сепараторы |
Механически обработанные сепараторы из текстолита. |
|
Предельная скорость вращения |
Не влияют на скорость вращения подшипников |
Позволяют увеличить предельные скорости вращения подшипников |
Не влияют на скорость вращения подшипников |
Применение сепараторов центрируемых по обойме подшипников позволяет увеличить предельные скорости вращения подшипников |
Для высокоскоростных узлов ведущие мировые подшипниковые фирмы уже производят подшипники с телами качения из керамических материалов, которые вследствие малой плотности и высокой прочности, устойчивости к повышенным температурам, износостойкости и коррозионной стойкости являются весьма перспективными. В подшипниках с шариками из керамики на основе нитрида кремния Si3N4 меньше тепловыделение (вследствие меньшего коэффициента трения), меньшие центробежные нагрузки от тел качения, что позволяет повысить в 1,5-2 раза ресурс высокоскоростных узлов различных машин.
В таблицах технических характеристик приводят значения предельных частот вращения для подшипников класса точности 0 с обычными для данных типов конструкциями со стальными штампованными сепараторами.
Существенное превышение указанной предельной частоты вращения возможно путем:
- конструктивного усовершенствования подшипников, в первую очередь сепаратора. Использование сепаратора специального исполнения, который подходит для работы с повышенными частотами вращения, особенно при значениях частоты вращения, которые близки к предельному или превышают его.
- улучшения условий смазывания.
Необходимо убедиться в приемлемости интервала повторного смазывания, особенно для подшипников, смазываемых пластичной смазкой.
Необходимо убедиться, что используемый смазочный материал и метод смазывания подходят для применения при повышенных рабочих температурах и совместимы с сепаратором.
- улучшения условий отвода тепла от подшипника. Компенсация увеличения температуры подшипника за счёт дополнительного охлаждения.
- компенсация уменьшения зазора подшипника вследствие повышения его температуры.
- корректировка допусков посадки в корпусе для того, чтобы увеличение температуры подшипника не оказывало негативного влияния на возможность осевого смещения наружных колец плавающих подшипников.
- корректировка класса точности подшипника, а также геометрических допусков посадочного места на валу и в корпусе во избежание повышенной вибрации.
Нужно учитывать, что чем выше требования к подшипнику, тем выше требования к его изготовлению и тем выше его себестоимость производства.